Страницы

Катасонов: Китай между Сциллой либерализма и Харибдой реализма

Китайский юань вошел в семью резервных валют. Однако в последнее время фондовые индексы и валюта пережили ряд резких падений, что подрывает доверие к юаню. О мерах, которые предпринимает правительство Китая по стабилизации своей валюты, рассказывает Валентин Катасонов.


До лета прошлого года Китай более или менее последовательно проводил курс на либерализацию экономики. Хотя делал это весьма осторожно и не спеша. Начавшиеся экономические проблемы заставили руководство Китая действовать по-новому, в том числе применяя административно-командные меры, прямо противоположные либеральным мерам. Возник своего рода «жанровый оползень».

В феврале нынешнего года председатель НБК Чжу Сяочуань заявил, что Центробанк Китая планирует прекратить практику плавного опускания курса юаня, как это было в прошлом, когда Поднебесная с помощью «мягкого» валютного демпинга завоевывала «место под солнцем» на мировых товарных рынках. Новый статус юаня «обязывает». Ему уже не положено участвовать в валютных войнах, не пристало заниматься валютным демпингом. Желательно, чтобы курс новоявленной резервной валюты даже умеренно подрастал. Максимум, на что можно рассчитывать при такой политике, — сохранение хотя бы бездефицитного торгового баланса.

С учетом вышесказанного власти Китая главную ставку в продвижении юаня на мировой арене в будущем делают уже не на международную торговлю, а на участие в международном движении капитала.

Еще несколько лет назад в руководстве КПК стали осторожно говорить о необходимости такого разворота. Правда, при этом осознавая риски разворота, связанного с усилением позиций иностранного капитала в китайской экономике и возможной утратой КПК контроля над страной.

Вот тут-то и начинается самое интересное, а именно удастся ли Китаю пройти между Сциллой либерализма, требующего от государства максимального невмешательства в экономику, и Харибдой реализма, настойчиво диктующего от государства регулирования экономики. Ведь от того, сможет руководство страны улестить мировое сообщество якобы либерализацией своей экономики и в то же время не выпустить бразды правления из рук, зависит, пожалуй, будущее не только Китая.