Страницы

Анатолий Вассерман: у нас разорвана связь науки с производством

Доходящие отрывочные сведения о состоянии нашей науки и техники крайне противоречивы. Создаётся множество новых производств, но значительная часть из них - это производства, опирающиеся на импортные технологии и импортные комплектующие. Фактически, это дополнение зарубежного рынка, более выгодные этому рынку, чем нам. У нас существует довольно много научно-исследовательских организаций, всё ещё активно действующих, но отзывы об их деятельности опять же противоречивы.


Главное — у нас практически разорвана связь науки с производством.

У нас почти целиком выбито ключевое звено этой связи — так называемая отраслевая наука. То есть то место, где вопросы производства переводят на язык науки, а ответы науки — на язык производства. Именно отсутствие этого звена представляет собой, действительно, очень серьёзную опасность. Опасность тем более серьёзную, что полноценную отраслевую науку, на мой взгляд, довольно трудно создать без государственных решений. Просто потому, что даже очень крупный производитель крайне редко может позволить себе содержать достаточно наукоёмкое исследовательское подразделение.

Частный бизнес в Америке опирается на государственные исследовательские организации во многих и очень многих сферах. Это, например, «Национальное управление аэронавтики и космонавтики». Добрая половина достижений мировой авиации по крайней мере с середины 1920-х годов и до середины 1960-х опиралась, по сути, на две исследовательские организации. Это американское «Национальное управление аэронавтики» и Центральный аэрогидродинамический институт СССР. Остальную половину составляли достижения германские и французские, где, действительно, роль частных организаций была несколько выше — но Германия, скажем, заметно опередила всю остальную Европу по части авиации после того, как там было создано единое министерство авиации и все исследовательские работы, даже проводимые в частных фирмах, не только оплачивались этим министерством, но и становились довольно быстро доступны другим фирмам (естественно, с какими-то лицензионными отчислениями).

Что же касается Франции, то когда там не смогли создать единую исследовательскую организацию или хотя бы не смогли наладить активный обмен между отдельными конструкторскими бюро на взаимопиремлемых условиях, французская авиация стала стремительно отставать от конкурентов, хотя где-то до конца 1920-х годов была первой в мире.

На всякий случай напомню ещё, что интернет создан Управлением по перспективным исследованиям американского Министерства обороны, что спутниковая навигация изначально создавалась как государственная и лишь потом нанеё наросло множество частных бизнесов, которые пользуются государственными спутниками, сигналами и т.д. Единственное заметное исключение из общего правила — это, пожалуй, фирма IBM, которая содержит собственные исследовательские организации такой мощи, что, по-моему, пять или шесть работ, заслуживших нобелевские премии, созданы именно там. Но IBM и по объёму производства, и по проходящим через них деньгам вполне сопоставимо с довольно крупным государством.

Насколько я наблюдал, единственная отрасль, где отраслевая наука у нас практически полностью уцелела — это авиация. Возможно (тут я не уверен), сохранилась она и в других оборонных отраслях. Но в мирных отраслях мне, к сожалению, не попадались сведения о полноценно работающих учреждениях отраслевой науки.