Большинство физиков считает, что время является фундаментальной иллюзией, но физик-теоретик Ли Смолин бросает вызов этому ортодоксальному взгляду. В своей дискуссии с нейробиологом из Университета Дюка Уорреном Меком, Ли Смолин из канадского Института теоретической физики настаивает на том, что время реально.
«Время имеет первостепенное значение», говорит он, «и наш опыт переживания реальности в настоящем моменте – это не иллюзия, но глубочайший ключ к пониманию фундаментальной природы реальности, который у нас есть».
Смолин рассказывает, что его путь к этому суждению был непростым. Прежде, как и большинство физиков, он считал, что время субъективно и иллюзорно. Согласно общей теории относительности Альберта Эйнштейна, время – это просто другое измерение пространства, по которому можно двигаться в обоих направлениях, и наше человеческое восприятие моментов реальности, которые движутся последовательно и непрерывно, существует исключительно в нашей голове.
«Если законы природы лежат вне времени, они необъяснимы», говорит он. «Если некий принцип просто существует, он необъясним. Если мы хотим понять его… то принцип должен эволюционировать, изменяться, быть подверженным действию времени».
Смолин признаёт, что у этой идеи есть слабые места, особенно то, что он назвал «дилеммой мета-закона»: Если физические законы подвержены действию времени и постепенно эволюционируют, значит должен существовать некий больший закон, который управляет их эволюцией. Но не будет ли этот закон в таком случае пребывать за пределами времени? Многие физики часто упоминают этот довод в критике работы Смолина.
Смолин признаёт, что на текущий момент эта проблема является узким местом, но считает, что у неё есть возможные решения.
Смолин и Мек участвуют в обсуждении последствий этой идеи, включая те, которые имеют значение для нашего понимания человеческого сознания и свободы воли. Одно из следствий идеи, что время является иллюзией, заключается в том, что наше будущее, в таком случае, также определено, как и наше прошлое.
«Если полагать, что будущее уже определено, тогда те вещи, которые наиболее важны для нас, как для человеческих существ, тоже являются иллюзией», говорит Смолин. «Мы по-прежнему стремимся делать выборы в нашей жизни. Это важнейшая часть нашей человечности. Если реальная метафизическая картина – это всего лишь атомы, движущиеся в пустоте, тогда абсолютно ничто не ново и ничто не удивительно – это просто новая перестановка атомов. И это не только утрата ответственности, но и утрата нашего человеческого достоинства».