Страницы

Дом и очаг

Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, приготовить пищу, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг.
Способов создания таких жилищ существует множество, но, как правило, народ одного племени придерживается определенных правил,  связанных с традицией и с верованиями. Совершенствование и усложнение жилища все-таки не приводит к коренным изменениям в расположении очага (хотя сам он видоизменяется), расположении обережной символики. Традиционным для определенной местности и определенного народа является и выбор строительного материала.
Отличительные черты славянского жилища. Археологические раскопки и этнологические изыскания показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки),полуземляные (полуземлянки), а с X - XI веков - наземные постройки (избы, мазанки). Практически во всех районах расселения основным строительным материалом является дерево, а глинобитный очаг (позднее печь) располагается в дальнем от входа углу помещения. Эти отличительные черты помогают археологам отличать древние постройки славян от  построек германцев, сарматов, иллирийцев, тюрков, греков, финно-угров, иранцев и других народов, с которыми славяне сталкиваются  на различных территориях.  Кроме того,  особенностью обергеового украшения славянских жилищ является переплетение растительного и звериного орнамента в сочентании с геометрическими символами четырех стихий.

Чтоб крыша не текла, нужна черепица Shinglas и тогда в доме всегда будет сухо и комфортно.

К выбору строительного материала славяне подходили с особой трепетностью, ведь культ дерева у них был очень сильным. Одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие - приносящими неудачу. Безусловно, на формирование таких верований оказываали влияние и природные особенности самого дерева, его склонность к гниению или влагостойкость. Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил также мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Для строительства культовых сооружений использовался дуб - Перуново дерево, связывающее три мира: загробный, земной и небесный. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым, хотя считалось,что осиновый лемех, приобретавший со временем красивый серебристый оттенок, наоборот, отпугивает нечистую силу.
Очень ревностно следили и за тем, где дерево, предназначаемое для строительства жилья, росло, какую форму имело, куда и как упало при рубке. Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север (на полночь) или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу. Опасными для человека считались деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом, считали, что в нем непременно обитает злой дух. Сухое дерево или дерево с большим сучком, после выпадения которого образовывалась большая дыра, также сулило гибель всей семье или хозяину дома. Срубить дерево для славянина было равносильно убийству, поэтому у души дерева просили прощения, приносили ей угощение, дары. Вернувшись из леса, непременно постились и тщательно мылись в бане, чтобы смыть грех и чтобы души деревьев не нашли обидчиков.
Обработка строительного материала тоже была целой наукой. Ни в коем случае для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть, избавиться от древесных духов. И только спустя какое-то время славяне принимались "рубить дом". Именно "рубить", а не "строить". Обработка дерева топором тоже была своеобразным священным действом. Если дерево связано с духами, то чем же, как не орудием богов, можно обрабатывать дерево? Топор был воплощением золотой секиры Перуна - могучего бога, бога-воителя и бога-труженика. Даже когда славяне заимствовали у германских племен пилу, позволяющую быстрее спилить дерево и распилить его на доски, они не отказались от топора как предпочитаемого орудия. Славяне быстро заметили, что пиленые бревна и доски впитывают влагу легче, чем рубленые и тесаные. Опиленные бревна дают трещины и быстро разрушаются, а от удара топором древесные волокна уплотняются и не поддаются воздействию ветра и влаги. Кроме того, топором работают вдоль волокон, что также способствует сохранению их естественного состояния. Именно поэтому в славянских постройках используются рубленные бревна и тес (от глагола "тесать"), а не пиленые доски.
Землянки и полуземлянки. Как мы уже отмечали выше, наиболее древним типом жилья славян были землянки иполуземлянки. Строительство таких жилищ начиналось с того, что рыли большую квадратную яму, глубиной около метра (для полузмлянок), полутора метров (для землянок). Затем в яме сооружали стены жилища: это был либо бревенчатый сруб, либо укрепленные между врытыми в землю столбами толстые плахи. Стены полуземлянок поднимались из земли на метр или полтора, землянок - поностью находились под землей. Пол делался из глины. Вход с земляными ступенями или лестницей устраивался с южной стороны жилья. Крыша полуземлянок, как правило, была двускатной; ее делали из теса, на который накладывали солому и толстый слой земли, которым присыпали также и выходящие из-под земли стены. Земля помогала сохранять в доме тепло, оберегала его от пожаров. И всё-таки жизнь в землянке была связана с рядом неудобств. Во-первых, землянки были небольшими (12-15 м2); во-вторых, ни в землянках, ни в полуземлянках не было окон, поэтому дым, который образовывался от топки печей, выходил через вход в жилище; в-третьих, во время дождей в подземные и полуподземные жилища проникала вода, а из-за близости грунтовых вод в доме было достаточно сыро. С течением времени жилища славян стали «выбираться» из земли, появились наземные строения. Несмотря на это в некоторых местах землянки и полуземлянки сохранялись вплоть до середины XX века.
Первые наземные жилища у славян появляются около IX-X века, название "изба" впервые фиксируется в древнерусских летописях Х века. Раньше всего срубные избы появляются в северных районах расселения славян, там, где земля была болотистой, сырой или же глубоко промерзшей. Всё это не позволяло устраивать теплые полуподземные жилища.
Первые наземные избы славян состояли, как правило, из одной утепленной комнаты - клети, к которой могли примыкать сени (неотапливаемый придел к жилищу – от общеславянского *sěnь «тень, защита»). Изба имела одну дверь и маленькое оконце, размером около 20-40 см. Оно закрывалось деревянной дощечкой и служило для проветривания избы. В избе зимой сосредоточивалась вся жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. Избу с беструбной печью называют курной или черной, избу с трубой – белой. Планировка избы определялась положениемпечи, по диагонали от которой был передний, или“красный” угол. Сбоку от печи под потолком настилались полати, внизу – деревянный ящик-голбец. Изба строилась из бревен, скрепленных в венец. Избы бывали с нижним этажом – подклетом – и без него, кровля могла быть деревянной или соломенной, окна волоковые (прорубленные в бревнах) или косящатые (с рамами). Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля крыльца; фасад украшали причелины, полотенца, наличники окон; потолок, стены, печи, двери нередко украшались росписями.
Бревенчатая изба с четырехскатной вальмовой крышей, крытой землей
Бревенчатая изба с двускатной крышей, крытой тесом
Бревенчатая изба с четырехскатной вальмовой крышей, крытой тёсом
Постепенно дома разрастались: кроме собственно избы-клети, появилась еще и горница, отделяемая от основного жилья стеной. Такие жилища назвали «пятистенок». В северных районах появились и шестистенки, или избы-двойни, образованные из двух самостоятельных срубов - жилых клетей, перекрытых одной крышей и имеющих общие сени.
Как и прежде, наиболее распространенными оставались двускатные крыши, крытые тесом, соломой и землей, однако нередко встречаются и четырехскатные крыши шатровой или вальмовой формы. Кроме теса, соломы и земли, для покрытия кровли славяне используют  лемех - деревянную черепицу. Он представляет собою тонкие (гнутые или прямые) продолговатые осиновые дощечки, нижний конец которых имеет фигурную обработку (городковую, полукружье или треугольник). Лемех применялся обычно при покрытии криволинейных крыш, а также шеек глав, барабанов, шатров. Вполне естественно, что лемехом кроют не обычные жилые строения, а княжеские хоромы, культовые сооружения.
В южных районах и в средней полосе расселения славян часто встречаются так называемые «мазанки», стены которых делались из толстых брусьев, укрепленных между врытыми в землю столбами. В таких домах с XI века исследователи обнаруживают небольшие окна, которые обычно закрываются дощечками. В  домах с хорошим достатком окна делались слюдяными, а иногда и стекольчатыми. Чтобы жилище было более теплым и меньше подвергалось воздействию влаги, стены его обмазывали глиной.
Наземные постройки выгодно отличались от полуземлянок размерами. Они имели 4-5 метров в ширину и 5-8 метров в длину. Размер сруба ограничивался только длиной бревен. Наземные жилища были сухими и теплыми.
К избам часто примыкали легкие галереи, соединяющие две-три отдельно стоящие жилые постройки, мастерские, кладовые. Таким образом, можно было, не выходя на улицу, пройти из одного помещения в другое. Для славянских построек характерно несколько вариантов блокировки жилого дома с хозяйственной частью. Это может быть однорядная связь («под один конь»); двурядная («в два коня») - изба на подклете и примыкающий к ней сбоку двор, перекрытый самостоятельными крышами с параллельными «коньками»; трехрядная («на три коня») - состоит из самого дома, двора, хозяйственного блока, поставленных рядом с тремя параллельными «коньками».
Дом "кошелем"
Дом «кошелем» отличался тем, что в нем большой двухэтажный хозяйственный блок пристраивался сбоку, двухэтажные сени соединяли все помещения комплекса. Квадратный в плане, кошель имеет асиметричный боковой фасад, поскольку конек проходит по центру не всего здания, а его жилой части, расположенной сбоку хозяйственного двора.
Дом "глаголоем" (сапогом)
Двор в плане напоминает букву "Г". Еще его называли на севере "двор с отливом". Здесь хозяйственный двор, пристроенный сбоку или сбоку и сзади жилой части, как бы охватывал избу с двух сторон. Перекрывалось же все сооружение крышей, имевшей общий конек, но разные скаты - симметричные над жильем и несимметричные над хоз. двором. При последнем решении внешний вид всего комплекса практически мало отличается от дома "кошелем", несмотря на принципиально различную их планировку
Одним из важнейших мест в доме был очаг. В первых славянских поселениях очаг открытый, выложен камнями; позднее славяне начинают делать закрытые очаги – печи, сооружая их в дальнем от входа углу из камня или глины. Печи лучше сохраняли тепло в доме, а вот приготовление пищи в первых печах было делом проблематичным. Печи обычно делали прямоугольными или круглыми, сужающимися кверху. Первоначально в печи было только одно небольшое отверстие, сбоку, куда закладывали дрова и откуда выходил дым, распространяя по помещению тепло (топка по-черному). В это отверстие можно было просунуть полено, но для того, чтобы поставить туда горшок с варевом или испечь хлеб, оно не годилось. Такие печи использовались только для отапливания помещения. Археологи установили, что славяне пекли хлеб в нежилых помещениях со специальными хлебными печами, которые имели большое устье. Приготовление другой пищи могло проходить на обычной печи. Иногда в верхней ее части делали глиняную жаровню или отверстие, в которое вставлялся горшок. Постепенно печь совершенствовалась. Славяне научились класть печи, пригодные не только для отапливания помещения, но и для выпекания хлеба, запекания, томления продуктов  и приготовления жидкой пищи. Печь стала центром, вокруг которой сосредоточивалась жизнь. Если изначально размеры печи были относительно небольшими (примерно метр на метр), то позднее ее стали делать как можно больше, устраивая на печи спальное место.
Переместив печь от задней стены жилища к противоположной, к самому выходу, славяне добились того, что тепло стало равномерно распространяться по всему жилищу, а дым стал быстрее уходить из помещения. Несколько позднее над печью появилась труба-дымоход (отапливание жилища «по-белому»), благодаря которой воздух в избе стал значительно чище. Но такая печь тепла давала все-таки меньше, поэтому на протяжении многих веков у славян сохранялись «курные избы», в которых так или иначе приходилось спасаться от дыма. Выход нашли в том, что избы стали строить очень высокими – три-четыре метра от пола до крыши. Дым в таких высоких строениях поднимался вверх, а внизу воздух оставался мало задымленным.
К ночи дым из верхней части избы выветривался, а тепло, удерживаемое земляной засыпкой, сохранялось до утра, поэтому именно там, на двухметровой высоте, устраивались просторные полати, на которых спали всей семьей. Днем, когда топилась печь и дым заполнял верхнюю половину избы, на полатях никого не было — жизнь шла внизу, куда все время поступал свежий воздух с улицы. В верхней части избы хранились также вещи, которые не боялись копоти, просушивались сети и т.п.
Печь, наряду с матицей, порогом, столом, была одним из сакральных мест славянского жилища.