Страницы

БУБНЫ НА РУСИ

«…На Руси сейчас воплощают маратырей, т.е. мартышек-смердов и не понятно из чьих родов, а остальные варны истребили в коммунистических революциях. И эти мартышки-смерды одевают в отличии от попов (прах отцов предавших) в темных юбках белоснежные, расшитые юбки, берут в руки (о Боги!) бубны вместо наших народных инструментов баянов, гуслей и т. д. кричат на каждом слове «Слава!» под стук бубна и прыгания через костер, вместо выполнения гимнов и арий… называют себя язычниками (языче никакими), и говорят, что они возрождают Древнее Миропонимание наших Многомудрых Предков, которые сущность Боги.»

«Всем попыткам славян возродить Правь славящую Веру Святую и Церковь Славян Православных, эти волки ряженые противопоставляют обвинения, якобы в нашем идолопоклонстве, а так же создают общины ряженых в наши одежки язычников-примитиви100в , поклоняющихся с бубном природе, т. е., нарядившись в одеяния нашей Церкви Святой, приписывают нам собственный грех язычествующих чучмеков - греков-кавказоидов - прямых потомков неандертальцев и выродков-кровесмесителей.»


Вот такую помпезную чудо-ахинею не так давно мне довелось прочитать на веб-сайте Ведамана Трехлебова. Меня потрясло, сколько в ней злобности, раздражительности, ненависти к «инакомыслящим». По сути всё это уже говорит о большенном количестве «духовности» как Трехлебова, так и его последователей. А также об образованности. Назвать баян народным ведическим инвентарем … Существует баян на Руси всего-то с конца 19 века. Да и орфография на тройку с минусом… Но в данной статье речь пойдет всё же о другом.


Как уже ясно из заголовка статьи, мой скромный труд посвящается теме бубнов у славян. И бубнов, не про100 как музыкальных инструментов, а как сакрально-обрядовых.


Многие, из ныне увлекающихся темой славянской дохристианской традиции, вослед за Ведоманом и иными «духовными» лидерами гневно доказывают славянской общественности: «Не было бубнов у славян. Это шаманский инструмент, а у славян шаманов не было, а посему те, кто ныне употребляют его на родноверческих ритуалах – славянами не являются! А ежели и являются, то в крайней дегенеративной форме!».



Что ж, попробуем честно и от всей души разобраться в этих спорных вопросцах. Для начала разберём вопросец 1-ый: были ли вообщем бубны у славян? Чтобы ответить на данный вопросец заглянем в первои100чники, а именно в летописи. Тут я приведу в пример самые хре100матийные и100рические документы.


Пролог XV века ведает о языческих ритуалах-русалиях: «..овы бьяху въ бубны[/b], друзии же въ козиць и въ сопьли сопяху, иши же, возложивши на лица скураты (маски), идяху на глумленье человеком и мнопе, оставивши церковь, на позорь (зрелище) течаху инарекоша те игры Русальи».


Свидетель языческих обрядов в ХVI веке игумен Елеазаровской обители Памфил в собственном послании к наместнику города Пскова описывает праздник Купалы: «Егда приходит день Рождества Предтечева, и до этого того, исходят огницы, мужие и жены чаровницы по лугам, и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя отравы на пагубу человеком и скотом; туже и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечева Рождества, с приговоры сатанинскими. Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь не достаточно не весь град возмятется, и в селех возбесятся, в бубны[/b] и сопели и гудением струнным, плясканием и плясанием; супругам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен вопль, вся гнусныя песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и супругам мужатым осквернение, и девам растление».


Стоглав 1551 г. (Вопросец 17): «Да в нашем же православии тяжутся нецыи же непрямо, тя-жутся и поклепав крест целуют или образы святых и на поле бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят: кудесы бьют[/b] и во ари100телевы врата, и в рафли смотрят и по звездам и по планитам глядают и смотрят дней и часов. И теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают…»


Челобитная о языческих народных ритуалах нижегоpодских попов на имя патpиаpха Йоасафа, пеpвая пол. XVII века: «…а на лица своя налагают личины косматыя и звеpовидныя и одеждy таковyю ж… …и объявляюще сpамныя сyды, а другие в бyбны бьюще[/b] и плещyще, и ина неподобная твоpяще…».


Память тиуну Манойлову и поповскому старосте, Никольскому попку Панкратию, о прекращении в московских церквах разного рода бесчинств и злоупотреблений, 1636 г.: «…медведчики с медведи и плясовыми псицами, а скомоpоси и игpецы с личинами…, з бyбнами[/b] и с сypнами и со всякими сатанинскими блyдными пpелесми, и злыя госyдаpь пpелести бесовския деюще, пьянствyюще, пляшyще и в бyбны бьюще и в сypны pевyще и в личинах хадяще, и сpамныя в pyках носяще, и ина неподобная деюще...»


Узнаваемый этнограф конца 19 века Мансикка В.И. в своей книге «Религия во100чных славян» отмечал: «И когда у кого-нибудь будет свадьба, её справляют с бубнами[/b], с дудками и с иными бесовскими чудесами»


Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича.

К огорчению, такое изделие как бубен из дерева и кожи не может сохраняться длительно в земле в наших погодных условиях, и истлевает дочиста за 100 лет. Но археологи на Новгородчине находили колотушки для бубна. «Кроме того, из музыкальных инструментов: железное блюдо (гонг), щелкотухи, 100рожевые колотушки, колокола, звонцы, бубенцы, шумящие довески-амулеты, ботало литое и жестяное, варганы, глиняные погремушки, древесные лопаточные трещотки, гусли нескольких видов.» Колчин Б. А. «Новгородские древности» 1968, г.


То же можно сказать о барабанах. Ежели барабан делался, к примеру, из еловой кадки, а кожа натягивалась верёвками из лыка, то через 100 лет нахождения в сырой земле от такового барабана не остается и следа. Но даже ежели кадка была из морёного дуба, то опознают её, скорее всего, как про100 кадку, потому как и кожа, и натяжка всё равно истлеют. То же касается барабана, изготовленного из керамики или из железного котла. Поэтому опознать бывший ударный инструмент археологам очень непро100.

Есть и память народная о славянских бубнах, зафиксированная в поговорках:


«Звонки бубны[/b] за горами, а к нам придут, как лукошко»


«У него в голове бубен[/b]»


«Отлично звенят бубны[/b] да плохо кормят»


«Жид правды опасается, как заяц бубна[/b]»


«Звонок бубен[/b], да страшен игумен» - эта пословица в особенности интересна. Она о том, что и пошел бы туда, где в бубны бьют, да боязно наказание от священника получить.


А вот чешский заговор:


«Hastman, dej kuzi na buben, budem ti bubnovati, az polezes z vody ven!» – «Водяной, дай кожи на бубен, будем в него стучать, пока не полезешь вон из воды!». Вельмезова Е.В. «Чешские заговоры. Исследования и тексты», С. 552) Здесь вообщем прямым тек100м, зачем славяне использовали бубны. Для общения с духами природы, стихий. Но к этому мы еще вернемся.


Итак, с наличием бубна в землях славян разобрались. Бубны были! Последующий вопросец: был ли он извечно на землях славян, или же был заимствован у азиатских народов? Чтобы ответить на этот вопросец, обратимся к науке о происхождении слов – сиимологии.


Итак, слово «бу́бен» - род. п. бу́бна, укр. бу́бен, бу́бон – то же, сербохорв. бу̑бањ, род. п. бу́бња – то же, словен. bǫ̑bǝn, чеш. buben, польск. bęben, в.-луж., н.-луж. bubon, полаб. bǫban – то же.


Получается, что это слово распространено у всех славянских народов и фонетически звучит фактически идиентично! Это говорит о его глубокой древности. Возникновение этого слова (названия инструмента), и соответственно и самого инструмента, всходит к самым архаичным временам и100рии праславянского народа, когда язык еще был единым. Ежели бы инструмент был заимствованным, то его название у разных славянских народов было бы различным.


Что же значит это слово? Мы и на данный момент говорим о человеке глухо, монотонно говорящем, что он бубнит. Литовское bambù, bambė́ti – значит «ворчать», латышское bam̃bals, bam̃buls – значит «жук», по-литовски bim̃bilas – «овод, слепень», на греческом βόμβος – «низкий, глухой звук», βομβέω – «низковато, глухо звучать», βομβύλη – «порода пчел», на древне-индийском bambharas – «пчела». То есть старый корень «буб-», «бумб-» праиндоевропейского языка означал низкий, гудящий, вибрирующий звук и тех, кто его издавал. А придуманный инструмент в виде натянутой кожи на обод как раз этот звук и имитировал. Вот и назван был бубном.


Наиболее того, ежели мы обратимся к и100рии музыки и музыкальных инструментов, то узнаем, что бубны были фактически у всех народов земли. Так именуемые ударные мембранные инструменты – самые античные в и100рии человечества. Бубны и барабаны появились, как лишь человек научился добывать и обрабатывать шкуры, изготавливать из глины и дерева посуду. Бубны и барабаны в разных видах были во всех племенах и на всех территориях земного шара, где были надлежащие условия. Прототипом барабана некогда послужил сосуд с пищей, для сохранности содержимого накрытый кусочком шкуры. А прототипом бубна послужила шкура звериного, натянутая для просушки и дальнейшей обработки на рамку из веток. На Руси искони занимались как земледелием, так и охотой и животноводством и керамикой. Так что славяне в данном случае никак не могут 100ять домом в и100рии цивилизаций.


Подытожим: бубны у славян были! И были они у славян извечно и с давних времен! Идем дальше. И вот тут назревает очередной вопросец: были-то были, но вот как они использовались? Противники «славянских бубнов» также любят утверждать, что якобы на Руси бубны использовались лишь как музыкальные инструменты. Ох, но лишь ли? Вернемся к тем же летописям. В них бубны упоминаются исключительно и непосредственно в связи с языческими обрядами, кои церковники и осуждали. А не в связи с мирским вечерошним развлечением деревенской общины.


Да и не могло тогда быть по другому! Дело в том, что в древности музыка и музыкальные инструменты не были отделимы от обрядов и ритуалов. Музыка и танцы являются одними из самых ранних религиозных и волшебных действий. Использование звука и музыки для исцеления, для вхождения в трансовые со100яния, для изменения сопознания и восприятия, для общения с миром Другого появилось в самом начале и100рии человечества!


Документально доказано, что жрецы, шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как барабаны, бубны и остальные ударные, способны изпоменять со100яние мозга (то есть поменять нейрологическую активность мозга). Опыты проявили, к примеру, что некоторые ритмы бубнов и барабанов усиливают тета-активность мозга, связанную с гипнотическими и близкими к сновидению со100яниями сопознания, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности.


Ежели говорить научным языком, звук бубна или барабана изменяют электронный ритм мозга, совсем определенно настраивая его на тета-волны (измененные со100яния сопознания) или даже дельта-волны в крайних вариантах, надлежащие глубочайшему сну или выхождению за пределы сопознания, то есть когда сознание уносит шамана в остальные сферы действительности.


Так звук ударных помогает участникам ритуала войти в со100яние легкого транса, достигнуть измененного со100яния сопознания, иными словами, экстаза, раскрыть свое подсознание и бессознательное, для единения с иными мирами, с Богами, Духами, Предками и воспринимать и постигать Непостижимые тайны мироздания.


Ударные инструменты все античные народы использовали для «выстукивания» энергии и затем направления её, к примеру, Земле для улучшения плодородия или для хворого для его очищения и укрепления.


Ежели познаниями о волшебной силе ритмов обладали даже совсем примитивные народы земли, живущие на первобытном уровне жизни, то неуж-то же наши предки, веками используя бубны (что мы уже доказали), не обладали ими? И согласно нашим оппонентам использовали, такое мощное орудие, всего лишь как игрушку для музыкального сопровождения собственных увеселений? Не надо недооценивать наших протцов!


К тому же вспомним и100рию. Ежели бы этот инструмент, наряду с иными был бы про100 народным инвентарем, никак не связанным с старыми обрядами и верованиями, стали бы правитель и церковники бороться с ними? Издавать указы по их тотальному уничтожению на Руси? В чем была такая их опасность? Коли они про100 иногда использовались народом для попеть да поплясать? Да лишь и песни и пляски на Руси в те времена были глубоко сакральными. Направленными на всё то же раскрытие сопознания, достижения божественного Понимания, для единения с родными Богами и Предками.


Поэтому не напрасно беспокоились церковники: «Где покажутся домры, сурны, гусли, - гласит королевский указ XV в. - то всех их велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от этого богомерзкого дела не отстанут - велеть лупить батогами».


Поэтому славянские музыкальные инструменты церковники объявляли бесовскими атрибутами. К примеру, в житии Исаакия ведается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах — «ударища в сопели и в гусли и в бубны».


Тут будет уместно также вспомнить, как во времена коммунистического материализма, в Сибири боролись с языческими верованиями коренных народов. В первую очередь уничтожению подвергались шаманские бубны, затем шаманы.


Постановления Стоглавого собора 1551 г. воспрещают всякие игрища «…и в гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища и пляски…». В XVII в. церковь достигнула запрещения уже в законодательном порядке всех музыкальных инструментов.


В сентябре 1654г. ударили колокола, призывая всех на шествие. Процессия двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали 5 доверху нагруженных подвод. В конце концов шествие тормознуло, и монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры, гусли, рожки, свирели, бубны. Позже все это подожгли.


Так патриарх Никон решил разом высвободить Москву от гнусны. «Бесовские» инструменты отбирали на улицах, в домах, кабаках, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками уникальные музыкальные инструменты. Российская государственная музыка понесла чувствительный урон. Крестьянам под угрозой штрафа запретили держать у себя народные инструменты.


Понятно до100верно, что бубнами обширно пользовались средневековые скоморохи. Но средневековые скоморохи, это представители так называемого кочевого жречества, хранящие античные волховские познания. Скоморохи не лишь веселили народ, давая площадные представления, скоморохи обязательно участвовали и в свадьбах и в поминальных действах. Они были также и сказителями, и знахарями, они также гадали, предсказывали, и конечно обязательно сопровождали языческие обряды и игрища.


Баpщевский И. в собственном труде «Hесколько слов из и100pии искyсства скомоpохов», 1914., пишет: «Языческие обpяды славян, непpеменно сопpовождались мyзыкой, пением и плясками, да и вообщем постоянно мyзыка воспользовалась y славян любовью, а мyзыкант почетом и yважением. Что касается скомоpоха, то он есть синоним «знахаpя», «волхва», «кyдесника», «колдyна» и т. д.» « Это были пpедставители дpевненаpодных языческих кyльтов: они вносили в сpедy наpоднyю не лишь pазвлечения, веселье и смех, но как знатоки дpевненаpодных кyльтов, оставшихся еще с языческих вpемен, их обpядовой 100pоны, их песен под мyзыкy и их символических игp имели значение наpодных наставников».


Поэтому борьба со скоморохами происходила на протяжении всего русского Средневековья. Она отразилась во почти всех литературных памятниках начиная с XI и вплоть до середины XVII в.


Автоp "Поyчения о казнях божиих" 1068 г. скорбит: "Лицезреем ведь игpища yтоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят дpyг дpyга... а цеpкви 100ят пyсты". Вот в этом — "а цеpкви 100ят пyсты" и скpывается основное. Hе бyдь скомоpохов, слyшали бы их, пpоповедников, шли бы за ними, т. е. в цеpковь.


«Аще убо гусельник или плясец или кто ин от сущих на игрище призовет град, — обличает еще один средневековый ревнитель благочестия, — со тщанием вси текут и благодать ему звания воздают и дни всецела полчасти изнуряют, одному токмо внимающе». «…народ тек к скоморохам, — по выражению его, — аки крылата», и во «мнозе собирался там, куда звал его гусльми и плясци и песньми и свирельми».


Протопоп Аввакум в собственном жизнеописании в XVII в. упоминал: «Приидоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, выгнал их, и хари, и бубны изломал».


В «Поучении о казнях божиих», в материалах Стоглавого собора, в грамотах середины XVII в. и в других аналогичных документах, скоморохи упоминаются там, где речь входит об остатках или пережитках язычества. Народные игрища где выступали древнерусские скоморохи — находились в родстве с языческим богослужением. Игрища были неотъемлемой частью обрядовых действ, последующих непосредственно за возложением треб. Скоморохи были неотъемлемой частью игрищ.


Скомороший бубен представлял собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну 100рону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней 100роны бубенчиками и колокольчиками. Ча100 в руках скоморохов вместо бубна был дву100ронний барабан аналогичной конструкции. Изображение скомороха с таковым барабаном имеется на миниатюре “Игрище славян вятичей”, находящейся в Радзивиловской летописи XVI в.


Как игрались скоморохи на бубнах? Мы не знаем, как это было в средние века, тем наиболее на Руси дохристианской. Но судя по тому, каким высочайшим это искусство было в конце 19 века, не смотря на все гонения и запреты, остаётся лишь догадываться.


Этнограф Привалов в конце 19 в. описывал игру российских бубни100в. Бубнисты в то время игрались как в ансамбле, так иногда и без поддержки каким-или инвентарем, про100 аккомпанируя пению лихих песен. Кроме того бубен использовали и как сольный инструмент: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже огромным пальцем правой руки и прочее» (Привалов Н. И., "Ударные музыкальные инструменты русского народа", 1903, с. 29). При таковой развитой и высочайшей форме наружного выполнения, несомненно мастера собственного дела понимали и внутреннюю магическую силу собственного инструмента, завораживая слушателей как визуальными эффектами так и ритмическим звукорядом.

Точных, до100верных сведений о том, как выглядели античные бубны до нас не дошло. Может быть, когда в российских летописях встречается название «бубен», под сиим следует разуметь по форме инструмент, который поближе к тому, что позднее стали именовать «барабаном». Современный российский бубен последних веков, представляет собой круглый деревянный обод, в 5 - 6 см ширины, обтянутый с одной 100роны тонкой кожей. Внутри бубна подвешены бубенцы и колокольчики. Время от времени по окружности обода прорезаны отверстия, в которых прикреплены железные пластинки. Эти пластинки и бубенцы с колокольчиками звенят при сотрясении бубна или от удара по нему.


Итак, всего выше написанного, я надеюсь достаточно для того, чтоб незнакомые с данной темой родноверы, стали бубен считать по праву присутствующим на славянских родноверческих ритуалах во славу Родных Богов и Предков.

P.S. (для продвинутых юзеров)


Бубен для общего ритуала это орудие, помогающее звуком в первую очередь очистить обрядовое место и пришедших на обряд, подобно грому Перуна небесного, что очищает землю во время грозы от нечисти, побивает её ударами грома и молнии. Христиане очищают место ударом в колокол. Хотя лупило было у наших протцов и до христиан.


Бубен очищает земное место, и связан со стихией земли, также как другие ударные орудия: трещотки, к примеру. На зов бубна отзываются духи земли. Ударные и варган (зубанка, дрымба) создают вибрацию схожую с энергетической вибрацией человека. И тем, у кого эти вибрации нарушены, что на физическом уровне проявляется в виде болезней, вибрации данных инструментов посодействуют вновь сонастроить их на подходящий лад.


Духовые инструменты очищают воздушное место, и связаны со стихией воздуха. Струнные инструменты связаны со стихией огня. Резонансные железные инструменты такие, как к примеру колокола связаны со стихией Воды.



Вот почему на древних славянских ритуалах «в селех возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным…», так призывались сразу все стихии, все энергии, все силы мироздания.

Отступление:
Для того, чтобы это лето запомнилось вам на долго, необходимо посетить Ла-Пальме, и даже можно не раз.

Если хотите купить недвижимость в италии, заручитесь поддержкой вот этой услуги юридическая поддержка в Италии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за ваш комментарий. Мы скоро его проверим и он появится в общей ленте.